Из всех вещей,
которые больше всего могут расстроить
музыканта, самая неприятная - это чувство того, что
вы не можете достигнуть некоторого определенного уровня
профессионализма так быстро, как следовало бы. Если вы -
один из тех, кто играет часами и все
ещё не видит желаемого результата,
тогда этот урок для вас. Он полностью посвящен самому
игнорируемому аспекту игры - практике.
Прежде чем вы
начнете практиковаться, вы должны ясно понимать, что
изучение музыки - занятие, затягивающееся на всю жизнь - это
дисциплина. И ключ к постижению любой дисциплины - это
регулярность. Намного продуктивнее играть на гитаре полчаса
каждый день, чем забросить её на
неделю, а затем зависнуть на ней сразу на пять часов.
Результативность вашего расписания занятий зависит не только
от количества, но и от качества времени, которое вы
проводите за игрой. Если ваши занятия целенаправлены, вы
полностью концентрируетесь и эффективно используете время,
вы будете развиваться намного быстрее, чем если бы вы
играли, засыпая на ходу, без определенной цели. Я не хочу
сказать, что вы гарантировано станете играть лучше, если
будете вкладывать в игру большее количество времени - это не
происходит просто так (я все еще помню те деньки, когда я
иногда выкладывался по 10 часов в день). Но если вы
полностью отдаетесь работе и используете свое время
эффективно, вы увидите очень даже удовлетворительные
результаты - вы усвоите гораздо больше информации и
закрепите вашу технику.
Без тени
сомнения я ощущаю, что распределение времени - один из
главных ключей в постижении успешной практики. В
действительности, это на удивление просто - запланировать
то, что вы собираетесь делать, заблаговременно; тогда у вас
появятся хоть какие-то шансы. И наоборот, если вы играете на
гитаре совершенно не задумываясь над тем, что вы играете, вы
будете, вероятно, "скоблить" и без того уже знакомые вам
гитарные фразы, быстро утомитесь и будете сокрушаться на
отсутствие прогресса.
Я научился
что-то выносить из своей практики намного раньше. Вот, что я
делал: во-первых, я четко планировал, сколько времени я
уделяю занятиям. Затем делил уроки на некоторые
специфические интервалы времени для каждого типа упражнений,
которые я хотел бы выучить. Например, если я выделил всего
два часа для практики, я разделял время на восемь
15-минутных периодов и играл гаммы 15 минут, затем 15 минут
работал над арпеджио, и т.д.
Разделение
времени на интервалы для изучения различных упражнений
делает процесс обучения более управляемым и менее пугающим.
Например, перспектива изучения игры всеми способами во всех
позициях может показаться воистину ужасающей. Но если вы
говорите себе: "Следующие 15 минут все, что я буду делать -
это разучивать гамму в дорийском ля-миноре в пятой позиции и
ничего более", внезапно всё задание становится более
приятным и управляемым. И как только вы усваиваете маленький
кусочек информации за эти 15 минут, это дает вам
положительный толчок для перехода к следующему упражнению,
например разучиванию гаммы в дорийском ля миноре в седьмой
позиции.
Мы все знаем,
что практика может иногда доставать. Это очень похоже на
процесс учебы - вы знаете, что это вам нужно и вы сможете
многое из этого почерпнуть, но иногда трудно заставить себя
начать работу. Вот почему мой метод работы 15-минутными
периодами может быть психологически раскрепощающим. Вместо
осознавания перспективы того, что вы должны сидеть на одном
месте и тщательно впитывать музыку целых два часа, вы должны
всего лишь сконцентрироваться на 15-минутном интервальчике
за один раз. И 15 минут пролетают совершенно незаметно. И
конечно, если это всё еще слишком долго для вас, вы можете
разделить эти 15 минут на три пятиминутные секции. И давайте
же работайте, ведь 5 минут это ничто - это займет почти
столько же времени, сколько прочтение этой статьи.
Итак, как же
спланировать себе режим занятий? Да очень просто: поставьте
себе цель и будьте конкретны. Вместо того, чтобы говорить:
"Ну... мне надо выучить парочку гамм и арпеджио",
сформулируйте точно какие именно гаммы и арпеджио вы
собираетесь разобрать. Есть ли у вас проблемы со
звукоизвлечением? Отметьте это и отрабатывайте. Самый
хороший и небольшой совет, который я могу вам дать, это -
всегда отрабатывайте то, что вы не знаете, а не то что
знаете.
Ну вот, теперь,
намотав все это на ус, давайте посмотрим на пример
расписания, отображающий первый час практических занятий. Он
охватывает всего лишь парочку упражнений, в которых вам
следует практиковаться, но этого достаточно для того, чтобы
вы поняли идею детализации ежедневного плана занятий. В
следующем месяце мы рассмотрим, как ориентироваться в
огромном мире музыки. Увидимся!
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Синхронизация правой и левой руки (20 мин.)
Wild Stringdom, March 1998 GuitarWorld
Упражнение 1 (5 мин.)
Упражнение 2 (5 мин.)
Упражнение 3 (5 мин.)
Упражнение 4 (5 мин.)
Гаммы (20 мин.)
G-мажор, третья позиция (5 мин.)
G-минорная
пентатоника, третья позиция (5 мин.)
G-дорийский лад, Третья позиция (5 мин.)
G-миксолидийский лад, Третья позиция (5 мин.)
Арпеджио (20 мин.)
Am7, вторая позиция (5 мин.)
Am7, пятая позиция (5 мин.)
Am7, седьмая позиция (5 мин.)
Am7, двенадцатая позиция (5 мин.)