Практика становится совершенной
Часть 1. Играя со временем


(c) 1988 by "Guitar World".
This article has been reproduced on "Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or in part without written permission of the publisher is strictly forbidden. The original English version of this article is available from "Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/). For more information, please contact GWedit@aol.com

John Petrucci (Dream Theater)

photo

Из всех вещей, которые больше всего могут расстроить музыканта, самая неприятная - это чувство того, что вы не можете достигнуть некоторого определенного уровня профессионализма так быстро, как следовало бы. Если вы - один из тех, кто играет часами и все ещё не видит желаемого результата, тогда этот урок для вас. Он полностью посвящен самому игнорируемому аспекту игры - практике.

Прежде чем вы начнете практиковаться, вы должны ясно понимать, что изучение музыки - занятие, затягивающееся на всю жизнь - это дисциплина. И ключ к постижению любой дисциплины - это регулярность. Намного продуктивнее играть на гитаре полчаса каждый день, чем забросить её на неделю, а затем зависнуть на ней сразу на пять часов.

Результативность вашего расписания занятий зависит не только от количества, но и от качества времени, которое вы проводите за игрой. Если ваши занятия целенаправлены, вы полностью концентрируетесь и эффективно используете время, вы будете развиваться намного быстрее, чем если бы вы играли, засыпая на ходу, без определенной цели. Я не хочу сказать, что вы гарантировано станете играть лучше, если будете вкладывать в игру большее количество времени - это не происходит просто так (я все еще помню те деньки, когда я иногда выкладывался по 10 часов в день). Но если вы полностью отдаетесь работе и используете свое время эффективно, вы увидите очень даже удовлетворительные результаты - вы усвоите гораздо больше информации и закрепите вашу технику.

Без тени сомнения я ощущаю, что распределение времени - один из главных ключей в постижении успешной практики. В действительности, это на удивление просто - запланировать то, что вы собираетесь делать, заблаговременно; тогда у вас появятся хоть какие-то шансы. И наоборот, если вы играете на гитаре совершенно не задумываясь над тем, что вы играете, вы будете, вероятно, "скоблить" и без того уже знакомые вам гитарные фразы, быстро утомитесь и будете сокрушаться на отсутствие прогресса.

Я научился что-то выносить из своей практики намного раньше. Вот, что я делал: во-первых, я четко планировал, сколько времени я уделяю занятиям. Затем делил уроки на некоторые специфические интервалы времени для каждого типа упражнений, которые я хотел бы выучить. Например, если я выделил всего два часа для практики, я разделял время на восемь 15-минутных периодов и играл гаммы 15 минут, затем 15 минут работал над арпеджио, и т.д.

Разделение времени на интервалы для изучения различных упражнений делает процесс обучения более управляемым и менее пугающим. Например, перспектива изучения игры всеми способами во всех позициях может показаться воистину ужасающей. Но если вы говорите себе: "Следующие 15 минут все, что я буду делать - это разучивать гамму в дорийском ля-миноре в пятой позиции и ничего более", внезапно всё задание становится более приятным и управляемым. И как только вы усваиваете маленький кусочек информации за эти 15 минут, это дает вам положительный толчок для перехода к следующему упражнению, например разучиванию гаммы в дорийском ля миноре в седьмой позиции.

Мы все знаем, что практика может иногда доставать. Это очень похоже на процесс учебы - вы знаете, что это вам нужно и вы сможете многое из этого почерпнуть, но иногда трудно заставить себя начать работу. Вот почему мой метод работы 15-минутными периодами может быть психологически раскрепощающим. Вместо осознавания перспективы того, что вы должны сидеть на одном месте и тщательно впитывать музыку целых два часа, вы должны всего лишь сконцентрироваться на 15-минутном интервальчике за один раз. И 15 минут пролетают совершенно незаметно. И конечно, если это всё еще слишком долго для вас, вы можете разделить эти 15 минут на три пятиминутные секции. И давайте же работайте, ведь 5 минут это ничто - это займет почти столько же времени, сколько прочтение этой статьи.

Итак, как же спланировать себе режим занятий? Да очень просто: поставьте себе цель и будьте конкретны. Вместо того, чтобы говорить: "Ну... мне надо выучить парочку гамм и арпеджио", сформулируйте точно какие именно гаммы и арпеджио вы собираетесь разобрать. Есть ли у вас проблемы со звукоизвлечением? Отметьте это и отрабатывайте. Самый хороший и небольшой совет, который я могу вам дать, это - всегда отрабатывайте то, что вы не знаете, а не то что знаете.

Ну вот, теперь, намотав все это на ус, давайте посмотрим на пример расписания, отображающий первый час практических занятий. Он охватывает всего лишь парочку упражнений, в которых вам следует практиковаться, но этого достаточно для того, чтобы вы поняли идею детализации ежедневного плана занятий. В следующем месяце мы рассмотрим, как ориентироваться в огромном мире музыки. Увидимся!

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Синхронизация правой и левой руки (20 мин.)
Wild Stringdom, March 1998 GuitarWorld
Упражнение 1 (5 мин.)
Упражнение 2 (5 мин.)
Упражнение 3 (5 мин.)
Упражнение 4 (5 мин.)

Гаммы (20 мин.)
G-мажор, третья позиция (5 мин.)
G-минорная пентатоника, третья позиция (5 мин.)
G-дорийский лад, Третья позиция (5 мин.)
G-миксолидийский лад, Третья позиция (5 мин.)

Арпеджио (20 мин.)
Am7, вторая позиция (5 мин.)
Am7, пятая позиция (5 мин.)
Am7, седьмая позиция (5 мин.)
Am7, двенадцатая позиция (5 мин.)

перевод Сергея Стрюкова,
 

Телефон преподавателя: 8 929 650 98 44

Используются технологии uCoz