Виктор Вутен: "Если бы люди были больше похожи на музыкy..."

   

Виктор Вутен: "Если бы люди были больше похожи на музыкy..."


Лично я считаю, что бас - один из самых непонятых публикой инструментов. Как вы сказали, он окружен стереотипами. Почему люди мыслят так ограниченно?


Потому, что люди не могут выйти из колеи.


Но это не относится к другим инструментам.


Просто оттого, что другие инструменты развивались годами. Я имею ввиду, что бас еще в пути. Он определенно в пути, но то же относится и к гитаре. У нее своя роль. То же с банджо. Банджо попало в джаз раньше, чем гитара. Но по каким-то причинам банджо не перешло в джаз, как гитара. Но бас-гитара - это все еще очень новый инструмент, и мне кажется, восприятие его людьми все еще ограничено его традиционной ролью. Люди, как все мы, пробуждаются медленно. Мы медленно пробуждаемся в отношении возможностей баса. Но люди не подумают дважды, прежде чем отправиться на концерт солирующего бас-вокалиста - невелико дело. А вот солирующая бас-гитара - почему-то другая история. И люди все еще должны открыться и прислушаться к музыке. Не попадайтесь на инструмент. Инструмент второстепенен.


Вам много льстили. Вам присваивали титулы, типа "величайший гитарист, когда-либо бравший в руки бас-гитару" и "самый продвинутый музыкант истории". Как вы относитесь к этому?


Это слишком сильно так говорить обо мне. Я не привык к таким вещам, потому что совершенно не ощущая себя таким - особенно когда есть такие парни, как Stanley Clarke, Marcus Miller и Larry Graham. Эти ребята, у которых я учился, все еще играют. Так что с моей точки зрения они всегда будут выше меня. Так что когда я слышу, как люди говорят обо мне так, мне сразу хочется заговорить об этих других музыкантах. Но я просто говорю "спасибо", понимая, что люди свободны решать то, что хотят. Они могут смотреть на тебя как угодно. И я не должен хотеть это изменить. Что люди не хотят видеть - это их дело. Так что я обычно просто говорю "спасибо" и стараюсь дать им возможность посмотреть на себя так, как они смотрят на меня. Есть люди, которые постоянно поднимают меня на пьедестал, и я привык стараться с него сойти. Но потом я понял, что если люди могут обладать такими высокими взглядами... я имею ввиду, если они могут смотреть на что-то так возвышенно, они должно быть способны этого достичь. Они могут стать такими же великими. Я стараюсь показать им, что они тоже могут быть возвышенными и великими. Это хорошо - быть способным видеть высокие цели и видеть "людей там, на пьедестале", потому что это открывает вам глаза на возможности. И я пытаюсь дать людям понять, что они могут делать все то же самое, что и я, и, определенно, даже больше. Теперь я иду по этому пути. Я позволяю им говорить такие вещи обо мне, но я стараюсь привлечь их внимание к тому, что у них есть все, чтобы достигнуть того же, что и я.


Значит мир равен свободе?


Мир однозначно равен свободе. Если бы я описывал, что такое мир для меня, я думаю, я бы описал его как свободу выражать себя. Это один из способов объяснить мир. Это хорошее объяснение. Мне бы пришлось немного подумать, чтобы понять описывает ли оно все что нужно, но это точно хорошее определение - свобода для всех быть теми, кто они есть.


Чтобы нужно сделать людям, прежде чем принять эту философию?


Им нужно перестать беспокоиться о том, чего от них ждут другие люди. Большинство из нас определяют себя через мнения других людей, а не через свое собственное мнение о себе или то, кем они хотят быть. Другими словами, мы носим то, что модно - то, что нам говорят. Я ношу такую прическу, потому что все думают, что мне идет. Знаете, если бы я подстригся и оделся так, как мне хочется, и вышел на улицу, надо мной бы все смеялись, и я бы, наверное, вернулся домой и переоделся так, что получился бы, может, и не я, зато всех бы устроило. И я думаю, что каждый должен заглянуть в себя и понять, кто он, и бороться за то, чтобы быть собой. Не имеет значения, что подумают люди. Если вы действительно будете собой, это скорее всего понравится остальным.


Вы считаете себя духовным человеком?


Для меня все в мире - духовно, потому что, как я это вижу, все, что существует физически, должно прежде существовать духовно. Так что я не понимаю, как что-то не может быть духовным. Но поскольку я это понимаю, меня называют духовным человеком. Вы знаете, я люблю об этом читать и люблю говорить о духовности. Но я бы назвал себя скорее духовным, чем религиозным.


Вы относите себя к какой-то конкретной религии?


Нет. Нет, не отношу. Я видел наклейку на бампере со словами "Бог слишком велик для единственной религии". И я думаю примерно так же. Я смотрю на это, как на музыку. Я не считаю себя джазовым музыкантом, потому что непонятно, что произойдет, если однажды я захочу играть bluegrass. Что, значит мне нельзя?


И даже при том, что вы приходили играть музыку, вы видели, что дети впитывают также и все остальное?


Определенно, да. Дети так прекрасны, потому что они действительно невинны, пока их не научат другому. Я видел - особенно, когда мы играли с Howard [Levy] - два черных и два белых, и мы играли музыку на банджо, гармошке, басу и на этом загадочном ударном инструменте, понимаете, совершенно не следуя правилам, но просто выдавая то, что приносит удовольствие. Представляете, дети это отлично понимают. Они не задают вопросов, потому что видят то, что есть, а не то, как это сделано. Они не говорят: "Ага, этот парень черный, а значит, у него должен быть такой-то звук", или: "Этот парень - еврей, и значит, у него должен быть сякой звук", или: "Это банджо, и оно звучать вот так". Дети так не думают, пока их этому не научат. Так что частенько дети понимают музыку гораздо лучше взрослых, потому что они не пытаются анализировать или наклеивать ярлыки и т.п. Но они получают сообщение, которое очень часто отличается от того, чему учит их общество. И в основном, сообщение состоит в том, что вы можете делать все, что в вашем сердце. Все, что вы носите в сердце, может работать. И мы - доказательство тому. Мы берем инструменты, выводим их из привычных рамок, и это работает - это приносит радость.


Что бы вы назвали главной мотивацией вашей жизни?


Музыка, конечно, серьезная мотивация, но скорее моя жизнь - движущая сила музыки. Понимаете, музыка - это как язык. Если бы я собирался говорить, я не стал бы делать это просто для того, чтобы побуждать себя к чему-либо. Мне нужна причина, чтобы заговорить. И я так же подхожу к музыке. Если мне нужно что-то сказать - я выражаю себя в музыке. Поэтому я стараюсь отвлечься и делаю так много разных вещей. Так что когда я возвращаюсь к музыке, мне есть о чем сыграть или сказать. Это как блюз, знаете, - совсем как блюз. Когда у людей тяжелый день, они могут петь блюз. Если у них тяжелая жизнь, они могут петь блюз. Лучшие блюзмены - те, что поют о собственном опыте, потому что они вкладывают в пение душу и сердце. Я делаю то же самое, только что пою другой блюз. Знаете, большинство моих блюзов - веселые. Это не называется блюзом. Но я также привношу в музыку свой жизненный опыт. Так что для меня - сначала жизнь, быть личностью, быть тем, кем я хочу быть, быть лучшим из тех, кем я мог бы быть, и дать музыке проистекать из этого. [смеется] Если вы делаете одно и то же постоянно, как бы это ни было здорово, вам все равно будет очень хотеться отвлечься, но когда вы опять к этому вернетесь, это опять будет здорово.


Вы еще что-нибудь хотите сказать?


Только предложить музыкантам отдохнуть, хорошо провести время и позволить этому повлиять на музыку - вместо того, чтобы превращать музыку в свою жизнь. Я чувствую, что музыка должна стать частью нашей жизни. И нам нужно заниматься другими делами и стараться стать лучше, и возможно, например, учить других. Если мы хотим изменить мир и быть такими людьми, какими мы хотим видеть всех остальных - пусть эта мысль влияет на вашу музыку. Будьте честны в музыке, и это повлияет на людей больше, чем если вы будете все время делать только то, что, как вы думаете, нравится публике. Если все это вам не по душе, то мне кажется, что это - не слишком хорошая причина играть музыку. Но если вы будете искренн, истина, заключенная в музыке, дойдет до людей.
Спасибо, что ко всему так глубоко отнеслись. Я получил удовольствие от беседы.


С вами приятно разговаривать. Обычно я отвечаю на вопросы типа "Когда вы начали играть. Кого вы слушали? Какие струны вы используете?"


Да? Так какие струна вы используете? [смех]


[Вутен тоже смеётся]


Я ненавижу типичные вопросы. Ненавижу их задавать и их читать. Это все так несущественно.
Я чувствую совершенно то же самое. Конечно, я использую какие-то вещи. Я говорю: используйте то, в чем вам удобно, как одежда. Ничего не покупайте только потому, что все это носят. Я хочу сказать, человек, который что-то использует, может посоветовать вам это попробовать. "Ok, попробуй этот усилитель, посмотрим, как он звучит", но не покупай его только потому, что я его использую. Для меня неважно, на каком инструменте вы играете или какие струны используете - музыка рождается у вас внутри. И вы находите вещи, которые помогают вам лучше выразить ее. Инструмент, который вы выбираете, его тип, струны, усилители, все снаряжение - это второстепенно. Все это просто помогает вам лучше выразить себя. Никакие приспособления не сделают вас лучше. Michael Jordan, один из величайших баскетболистов всех времен... Неважно, какие кроссовки он носит, все равно он будет собой. Мы все знаем, что он носит Air Jordans. Но неужели мы думаем, что он играл бы хуже, если бы носил Converse или еще что-нибудь? Не обувь делает его Майклом Джорданом. Возможно, она делает так, что ему удобнее быть Майклом Джорданом, но искусство баскетбола у него внутри. Неважно, в какой он форме и какая компания делает для него инвентарь. Он великий баскетболист, потому что он - это он. То же и в музыке. Прежде всего музыка должна быть внутри. Никакие педали и примочки не сделают музыку за вас.
 

Главная страница