Влияние компрессии на формирование бас-гитарного звука.

 
 
 
 
 






















































Компрессия и обертона.

 

Если описывать работу компрессора классическими терминами, получится очередной типичный обзор, коих было написано уже слишком много, чтобы опять повторяться. Так возможно ли всерьёз браться за описание звука вообще без использования звука?
 

В далёком прошлом я два года подряд читал профессиональный журнал по звукорежиссуре, ни разу не слышав звучания эффектов, описываемых в нём. Хотя и наблюдались определённые, пусть и едва ли уловимые сходства, на деле оказалось, что такие знакомые названия как «хорус», «октавер», «компрессор» звучали совершенно по-иному, чем я себе представлял.
 

Ничего удивительного, ведь «одна и та же» сталь для изготовления струн у разных производителей отличается характеристиками=звучанием. И это не говоря об отдельных особенностях полного технологического процесса.
 

Такова причина данного ниже перевода сухой терминологии на привычный язык музыканта и слушателя, озадаченно перебирающего в своей памяти синонимы к словам «компрессия» и «компрессор».
 

В общих чертах, качественный компрессор делает звук бас-гитары «увесистее и толще».

 

Молодые музыканты, активно играющие в коллективах, нередко сталкиваются с такой проблемой: каждый участник с целью лучше себя слышать, пытается сделать свой инструмент ещё и ещё громче, а в результате все слышат только грохот и почти не слышат друг друга после окончания т. н. «репетиции».

Безусловно, важно выделить для каждого инструмента свой основной диапазон частот, убрав «всё лишнее» эквалайзером. Но и этого не всегда достаточно.

Улучшить желаемый эффект как раз-таки и помогает компрессия звука.


 

В общем звучании группы сигнал, обработанный хорошим компрессором, становится более плотным, уверенным, «рельефным» и звучащим более долго даже при сохранении исходного уровня громкости.

Компрессор будто бы «выжимает» из звучащей струны и дерева гитары тихие обертона. Именно за счёт них любой достойный рук профессионала бас и воспринимается не просто как источник низкочастотных колебаний, а как музыкальный инструмент, ласкающий слух своим выразительным тембром.

Представим, что изначально бас-гитара звучала бы в уже ставшим привычным для нас диапазоне, но, например, как саксофон?

Тогда бы мы рассуждали об особенностях её звучания уже несколько по-другому, правда?

 
 

Вы скажите: «Ну, что это ещё за фантазии в духе «а что, если бы струны были прозрачными?».
А вот и не фантазии. В средневековой духовной и светской музыке, вплоть до начала XX-го века, для выражения нижнего регистра диапазона звучания в оркестре служил инструмент, носящий поэтичное название «змей» (The Serpent).

И действительно: его внешний вид напоминал ползущую змею, а Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер и Людвиг ван Бетховен находили в своих произведениях солирующего «змея» вполне очаровательным.
 


 

Поскольку именно контрабас взял реванш над «анакондой», став законным отцом электрической бас-гитары, мы больше привыкли настраиваться на особенности звучания обертонов дерева, никеля и стали, нежели дерева, меди и цинка.

 

В наше время даже за допустимо низкую плату музыкант может выбрать достаточно качественное усиление, кабели, струны, чтобы позволить себе играть легко и расслабленно, получая при этом мощный, полный оттенков и нюансов звук.

 

Профессиональные звукорежиссёры пользуются компрессорами, чтобы получить необходимый подъём или спад в выбранном частотном диапазоне. Каждый прибор обрабатывает входящий сигнал (в нашем случае сигнал бас-гитары) по-своему. Один акцентирует верхнюю середину, делая звук «теплее», другой приглушает нижнюю середину, и звук становится монументальнее. Как Вы видите, таким образом компрессор может выступать в роли «умного» эквалайзера.

 

Вы сами выбираете, каким будет фирменный звук и что стоит за этим словосочетанием? Так или иначе достойный компрессор способен занять почётное место в числе используемых бас-гитаристом обработок звука. При этом замечу, что даже дорогой прибор может давать совершенно не тот характер звучания, который нужен; поэтому здесь желательно руководствоваться, как и всегда, не его стоимостью, а тем результатом, который Вы ищите.

 

Как и в случае с поп-музыкой, популярные и часто рекламируемые приборы как правило звучат качественно, однако в то же время нередко и усреднённо, а порой даже просто безынтересно. С самого начала нужно понять, какой прибор Вы ищите: тот, который придаёт звуку «изюминку» или тот, который просто качественно выполняет свою функцию? При этом только одну.

 
Пример 1:
 
Пример 2:

 

Эти два трэка совершенно разные. В одной достаточно известной композиции, написанной как раз-таки бас-гитаристом, басовая дорожка имеет искусственно искажённый сигнал. Помимо этого в этот звук вложена уверенная медиаторная атака.

 

Другая песня значительно менее экспрессивна. Здесь отчётливо слышна безладовая бас-гитара, по своему звучанию больше напоминающая электроконтрабас с применением медиатора.

 

Если в первом случае можно уверенно сказать, что компрессор определённо пошёл на пользу, по принципу «кашу маслом не испортить», то во второй композиции избыточно компрессированный бас всё-таки потерял объём: стал более сдавленным, громоздким, можно сказать — едва ли не бесцветным.


 

Что здесь происходит?

 



 

(Аудио 1)

 


 

Сначала звучит микс без бас-гитары, только немного позже бас-гитара появляется в нём.

Появляется пока ещё в малокомпрессированной форме.

 

Затем мы оставляем звучать бас уже без полного микса, только под барабаны.

И тут начинается самое интересное. Увеличиваем уровень компрессии (это будет слышно).

 

Теперь уже наш компрессированный бас «подхватывается» общим звучанием группы, после чего запись

заканчивается.


 


 


 

(Аудио 2)

 


 

Может показаться, что часть трэка с применением компрессора в целом звучит громче. При том на самом же деле уровень громкости совершенно не изменился. Максимальная громкость в обеих частях дорожки практически всегда неизменно равна 0-ю децибел.

Странно, ведь громкость общего микса осталась прежней, просто теперь уменьшился динамический диапазон звуковой дорожки. Причём «всего-навсего» у одного инструмента бас-гитары. Так вот: именно обертона бас-гитарного звука, которые были раньше не так слышны, стали отчётливее, громче. Как результат мы получили более плотное, «собранное», звучание всей композиции в целом.

 

Однако Вы видите сами. Где-то это пошло на пользу, а где-то определённо в ущерб не только колориту басовой партии, но и, что значительно серьёзнее, всей песне.


 

На заметку. Как бы это ни было горько признавать: публике в зале решительно всё равно, какой фирмы у человека на сцене бас-гитара, сколько стоят струны, которые (в отличие от «Змея») хотя бы раз в полгода желательно менять на новые, и какую технику звукоизвлечения он использует.

Более того, едва ли половина из них вообще понимает, что за функцию для коллектива Вы выполняете в принципе? Оззи Осборн был уверен, что бас-гитарист имеет самую небольшую нагрузку в группе. Поэтому бас-гитарист Ozzy Гизер Батлер «был вынужден» написать практически все тексты песен для их группы. Ясно, что это служило лишь оправданием «звёздного» вокалиста, который на самом-то деле банально не умел писать.

 

В России подобный подход даже не всегда связан с плачевным уровнем профессионализма целого ряда клубных звукорежиссёров и музыкантов; чаще причиной является естественное отсутствие желания или возможности слушателей узнавать музыку глубже, «изнутри».

 

Однако первостепенными всегда останутся качественная музыка, слаженное исполнение и драйв, огонь и талант самих музыкантов, который незримо передаётся со сцены в зал даже самому придирчивому слушателю. И вот тогда выступление удаётся на все 100%. Остальные случаи просто не заслуживают внимания.

 

В то же время, важно ещё раз подчеркнуть, что у безжалостно закомпрессированного (дословно «сжатого») звука есть очевидные минусы. Инструмент, получив мощь, может лишиться глубины. Звук становится похожим на сироп — настолько сладким, что невозможно пить. Хорошую компрессию я бы сравнил с разумной долей сахара или любой другой специи. Добавлять следует исключительно по вкусу, но не забывая, что слишком большое количество неизбежно и гарантированно приводит звук к «погибели».

 

Провода для бас-гитары

Главная страница

Используются технологии uCoz