Что скрывается за словом «музыкальность»?


 

   Два музыканта, обладающие примерно одним техническим уровнем игры даже гамму натуральный C-dur сыграют по-разному. То же и с песнями. Стиль одинаковый, инструменты примерно одного уровня качества, музыкальные влияния сходны. И всё-таки почему-то даже простейшие ритмические рисунки, сыгранные на одном музыкальном инструменте, у разных людей звучат по-разному. Даже если этот музыкальный инструмент — стол.
 

   Уместность. Можно знать множество фраз и терминов, однако вставляя эти слова и мысли к месту и не очень, мы почувствуем, что было сказано «в тему», а что оказалось совершенно некстати.
 

   На улице дождь. Вы что-то обсуждаете со своим другом и коллегой относительно структуры будущей композиции, её формы, размера. И вот после Вашего вопроса: «Ну, что, значит бридж на 5/8 тогда оставим?», он отвечает: «А на улице дождь идёт...». Друг не солгал, просто именно сейчас эта фраза звучит неуместно.

 

   Есть ещё как минимум одна наиважнейшая составляющая музыкальности. Я бы охарактеризовал её как «эмоциональный заряд». Можно говорить, как профессор высшей Математики. Это будет правильно, но скучно. То же и в музыке. Высший пилотаж, когда всё звучит и безупречно технически, и красиво, и заряженно.
 

   Согласитесь, ведь редкая затянувшаяся джазовая импровизация от начала до конца звучит захватывающе, как и десятиминутное соло рок-гитариста-виртуоза? Зачастую за этим всем стоит одно лишь желание показать миру (а на самом деле просто доказать самому себе), насколько человек на сцене достоин внимания, как ему приходилось долго заниматься, чтобы достичь всего этого. Другими словами, он играет музыку не из избытка, а от недостатка.


 

Что мешает музыкальности?

 

   Штампы и копирование. Спросите любого человека, что он думает о Новой Зеландии? Он обязательно скажет своё веское слово, хотя наверняка же ведь ровным счётом ничего не знает об этой стране. Как минимум, он в ней даже ни разу не был, не то что являлся её жителем.

Просто человек принимает за истину то, что когда-то и где-то услышал из «авторитетного источника». Но какие цели у этого источника,- подумайте,- и есть ли вероятность того, что он станет учитывать Ваши (а не свои) интересы?

 

   Например, «британские учёные установили, что...». Стоп. Кто-то хоть раз видел этих британских учёных? На основе чего они сделали такие выводы, где можно увидетьБританских учёных на самом деле просто нет. независимые результаты их экспериментов? Но люди верят, т. к. «это же британские учёные!», которые наверняка знают всё и уж точно никогда не ошибаются.
 

   «Эта группа — самая лучшая». Реальное событие. Во времена аудиокассет одному будущему музыканту сразу несколько человек утверждали, что лучшая группа и лучший альбом — это альбом `86-го года группы Metallica «Master of Puppets».

Увидев однажды на прилавке магазина кассету с этим альбомом, он, не задумываясь, купил её.
 

   В итоге он принёс её в магазин со словами «это не Металлика». Продавец при нём поставил кассету и после перемотки довольно-таки сносного вступления воскликнул: «Ну, как же? Вот, Battery!». Растеряный покупатель попросил поменять кассету хотя бы на что-нибудь. 
 

   Хорошо, что ему хватило «мужества» прекратить себя насиловать уже на начальном этапе, слушая то, что абсолютно не нравится, и не пытаться из раза в раз заставлять себя «проглатывать» ту запись всего лишь потому, что другие считают данный альбом заслуживающим внимания. Возможно они и правы, но исключительно по отношению к самим себе.
 

   Когда у человека нет любого рода музыкального образования (то есть музыки как структуры — в голове), ноты, струны, партии инструментов, технические приёмы, аккорды сливаются в единую хаотичную массу, которую в целях условности мы можем назвать просто «звук».
 

   И тогда на помощь приходит «старый-добрый» метод: кавер-версии. Лично мне в этом смысле посчастливилось ещё в начале своего музыкального пути понять, что значительно больше я получу, если буду сам пытаться воспроизводить музыку, которая постоянно звучит во мне, нежели играть уже и так замечательно исполненную и записанную партию. В конце концов, хочется быть музыкантом, а не копировальным аппаратом.
 

   Со временем, уже получая профессиональное музыкальное образование, я открыл огромную пользу т. н. «съёма» партий на слух. Попробуйте «снять» именно вокальную партию любимой песни? Некоторые из Вас даже не подозревают, насколько банальными они могут оказаться! Однако именно такие партии зачастую хорошо звучат в контексте песни, а именно это и отличает хорошую песню от обыкновенной и тем более от пустой.


 

   Страх. Современное общество в психологическом смысле недалеко ушло от рабовладельческого. Оно и понятно. Производителям нужен послушный потребитель, который будет день и ночь работать ради того, чтобы приобрести заветную безделушку, отдав за неё множество суток своего труда. Производители платят за рекламу средствам массовой информации (включая Интернет) поэтому они и «заказывают музыку» (интересно, часто ли и кому они заказывают «Похоронный марш»?).
 

   Часы Rolex навряд ли показывают время точнее часов Orient или Casio, однако страх оказаться «ниже» других вынуждает и обязывает тысячи людей приобретать именно Rolex, и только некоторые из них делают это в результате свободного выбора. То же и с ношением галстука. Примеров множество.
 

   В 80-х годах наличие в группе клавишных считалось признаком дурного тона. И даже Ронни Джеймс Дио «прятал» за занавесом приглашённого клавишника. Человек играл прямо за сценой. Глупость? Так или иначе — мы это уже не сможем проверить.
 

   Таким образом штампы и страх разве что только создают препятствия в развитии и музыки, и, разумеется, самих музыкантов.
 

   Подумайте сами, много ли найдётся людей, признающихся в том, что продукцию ныне ставшей уже пресловутой фирмы Apple они приобретают не столько из-за её функциональности, а просто потому, что это делает обладателя «круче» (возможно, даже несколько круче сваренного вкрутую яйца)?
 

   Казалось бы, здесь-то уж причём музыкальность? А дело в том, что внутренне подавленный человек не способен в первую и основную очередь к творческой свободе. Всё, что он может, это более или менее точно копировать своих кумиров. Также он вынужденно стремится играть ещё быстрее, ещё больше нот, что, разумеется, при неразумном (а здесь это слово применимо в полной мере) подходе только вредит общей музыкальной картине.
 

    Вспомните, многие ли музыканты в группе заботятся именно о результате, о самой песне, а не исключительно об уровне звучания своей партии в ней?
    То-то и оно.
 

   В таком случае, давайте будем столь же снисходительны и к навязыванию других штампов. Вы же, наверное, до сих пор уверены, что исходный материал для изготовления гитары за 40 000 стоит гораздо дороже продаваемой за 8 000? А откуда Вы это знаете?

Может ли быть такое, что себестоимость товара в 25, 30, 70 раз ниже назначенного ценника? Такого «просто не может быть»?
А ведь на так уж давно Земля тоже «не могла» быть круглой...

 

   На заметку. Из истории одной из известнейших компаний-производителя электрических и бас-гитар.
 

   ...дело не в материале, и даже не в технологии обработки древесины, которая с уходом отца-основателя фирмы была сильно упрощена. Проблема состояла в том, что самым дешевым из "музыкальных" сортов дерева является тополь, и из него честно делались модели бюджетной линейки. Но из него же весьма нечестно делались остальные значительно более дорогие модели в 80-х годах.

   Если бы дело заключалось только в том, что использовался тополь, то это было бы еще полбеды, так как тополь хоть и не ах какой материал, но все же "музыкальное" дерево. Однако, как показывает на примере своей коллекции Эд Роман, фирма, желая сохранить имидж и внешнюю отделку инструментов, покрывала тополь тонким слоем ольхи на клею, а такое сочетание естественно смертельно для резонанса.

   Наибольшие нарушения допускались в период 1979-1982 годов, когда значительная часть самых популярных электрогитар фирмы изготавливалась в Мексике и Корее буквально с полнейшим нарушением технологии. 


    Подобно гитаре, начисто лишённой резонансов, запрограммированные обществом на несчастье и страх люди, находятся словно на необитаемом острове, «варятся» в своих переживаниях и проблемах, которые со временем только увеличиваются в объёме, т. к. у нас о многом «не принято» говорить (не принято кем?), а от любого неудобного вопроса проще уйти, спрятав голову в песок, нежели заняться его решением. В такой ситуации вряд ли по-настоящему возможно создать интересную музыку; как минимум подойти к чему-либо стоящему, пусть даже и в разговоре, хотя бы в нахождении пути решений самой тривиальных проблем.
    
Насколько мне известно, модель мышления, в которой основным источником слепой веры является слово авторитета, существует в местах лишения свободы.

Так задумайтесь, пожалуйста: целесообразно ли человеку самому лишать себя возможности выбирать свободно то, что ему нравится; пусть и в противовес тому, во что принято верить и считать эталоном в определённой среде? И почему за пределами России интересной музыки значительно больше? Или русские люди настолько бездарнее, например, американцев или французов?

Путешественник, взявший за ориентир некорректную карту, неминуемо окажется там, куда приходить не планировал.

А время всё идёт и идёт. Надеюсь, Вы сможете найти ту самую заветную карту, по которой Ваша судьба станет для Вас

наградой, а не наказанием.

 

Форма и содержание.
 

 

   Любая песня имеет форму, относится хотя бы приблизительно к тому или иному жанру. Значит ли это, что каждая песня в выбранном нами стиле будет искренной и красивой? Нет. А значит, что каждый альбом одного исполнителя будет не менее интересным предыдущего? Тоже нет. Когда производитель называет своё изделие «Кока-колой», усиленно рекламирует и его многие употребляют, значит ли это, что оно Вам тоже нужно? Совсем не обязательно. А может ли быть так, что под формой, которая была раньше интересной, теперь скрывается совершенно иное содержание? Просто Вы упустили момент замены. Скажу с сожалением — не только может, но именно так периодически и происходит.


 

   Достигая какого-то определённого уровня известности, человек или целая группа могут начать паразитировать на собственном или же чужом имени. Вряд ли нужны дополнительные примеры. Они уже есть в этой статье и с избытком. Их время безвозвратно уходит в прошлое.


 

   Резюмируя, хочется пожелать всем Вам, настоящим и будущим музыкантам, открывать музыку в себе и следовать её неповторимому голосу, стараясь прислушиваться именно к своим ощущениям. Создавать, думая над содержанием, а не над формой или актуальностью, оставляя за кадром копирующие друг друга голоса и так уже запуганного большинства. Радость, красота или дыхание навряд ли могут перестать быть актуальными.


 

   Вспомните, что самые достойные внимания и по сей день музыканты создавали то, что чувствовали внутри, они сами открывали новые стили. И знаете, что ещё во всём этом ценного? Быть свободным в творчестве и искренне делать лишь то, что идёт изнутри, слишком похоже на счастье, чтобы от него отказываться.

 

 

 
 
 
 

 

 

     
Используются технологии uCoz